«Основы экологии»

Тематическое планирование факультативного курса

«Основы экологии» в 10 классе.

(соответствует 34 - часовой программе в 10 классе к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии» 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2001)

 

№ п.п

Наименование раздела, темы

Домашнее задание

1.

«Экология = выживание?!»

Введение: предмет экологии как науки. Роль экологии в жизни современного общества.

стр.3 - 4

ЧАСТЬ 1. Общая экология (33часов, 1 час – резерв)

Глава 1. Организм и среда (10 часов)

 

2.

Возможности  размножения  организмов и их ограничения средой.

п. 1, вопр. на с.10

3.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

п.2, доп. информ. 1, вопр. на с.15

4.

Основные пути приспособления организмов к среде.

п. 3, доплн. инф.1,2, вопр. на стр. 21

5.

Пути воздействия организмов на среду обитания (влияние растений, водных организмов)

п. 4, 1 и 3 статьи, доп. инф.3, вопр. на стр. 28

6.

Почвообразующая деятельность живых организмов.

п.4 до конца

7.

Основные среды жизни.

п.5, доп. инф.5, вопр. на стр.36 - 37

8.

Приспособительные формы организмов.

п.6, доп. инф.1,2;

вопр. на стр.43 - 44

9.

Приспособительные ритмы жизни.

п.7, доп. инф.1,3

10.

Решение задач и упражнений по теме «Организм и среда»

вопр. на стр.49

11.

Обобщение по теме «Организм и среда»

 

Глава 2. Сообщества и популяции (11 часов)

 

12.

Типы взаимодействия организмов.

п.8, вопр. на стр.54

13.

Законы и следствия пищевых отношений.

п.9, вопр. на стр.61 - 62

14.

Закон конкурентных отношений в природе, использование человеком в практике деятельности человека.

п.10, доп. инф 3,4; вопр. на стр.67

15.

Популяции.

п.11до стр. 69

16.

Характеристика популяций (с решением экологических задач)

п. 11 до конца, вопр. на стр.72

17.

Демографическая структура популяций.

п. 12, до стр. 74

18.

Использование демографических показателей в лесном хозяйстве, промысле (решение экологических задач)

п. 12 до конца, вопр. на стр.77

19.

Рост численности и плотность популяций.

п. 13, доп. инф.2, 3; вопр. на стр.84

20.

Динамика численности популяций  и ее регуляция в природе.

п.14, вопр. на стр.91

21.

Биоценоз. Экологические ниши видов.

п.15, доп. инф.1, вопр. на стр. 99-100

22.

Обобщение по теме «Сообщества и популяции»

 

Глава 3. Экосистемы (12 часов)

 

23.

Законы организации экосистем.

п.16, доп. инф.3, 4

24.

Законы биологической продуктивности.

п.17, до стр.110, вопр. на стр.113

25.

Пути увеличения биологической продуктивности земли (с решением экологических задач)

п.17 до конца, вопр. на стр.114

26.

Агроценозы и агроэкосистемы.

п.18

27.

Продуктивность агроценозов.

доп. инф. 1 – 5, вопр. на стр.120

28.

Саморазвитие экосистем.

п.19, вопр. на стр.126

29.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.

п. 20, вопр. на стр. 130

30.

Биосфера.

п. 21, до стр. 134

31.

Глобальные круговороты веществ.

п. 21 до конца. вопр. на стр.138

32.

Обобщение по теме «Экосистемы»

повт. содержание темы по предложенным вопросам

33.

Контроль и коррекция знаний по теме «Экосистемы»

 

34.

Экология как научная основа природопользования.

п.22

Тематическое планирование факультативного курса

«Основы экологии» в 11 классе.

(соответствует 34 - часовой программе в 11 классе к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии» 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2001)

 

№ п.п

Наименование раздела, темы

Домашнее задание

ЧАСТЬ II. Социальная экология (18 часов)

Глава 4. Человек в экосистеме Земли (10 часов)

 

1.

Человек – биосоциальный вид.

п.23

2.

Особенности пищевых и информационных связей человека.

п.24, вопр. на стр.149

3.

Использование орудий и энергии.

п.25, доп. инф. 1. вопр. на стр. 154

4.

История развития экологических связей человечества в доисторическое время. Древние гоминиды.

п.26, вопр. на стр.161

5.

История развития экологических связей человечества. Человек разумный.

п.27, вопр. на стр.167

6.

История развития экологических связей человечества. Современность..

п. 28, вопр. 170

7.

Современные отношения человечества и природы. Будущее.

п. 29вопр. на стр. 172

8.

Семинар по теме «Экологические связи человечества»

 

9.

Обобщение по теме «Человек в экосистеме Земли»

повт. по предложенным вопросам

10.

Контроль и коррекция знаний.

 

Глава 5.Экологическая демография (8 часов)

 

11.

Что изучает экологическая демография?

п. 30 до стр. 175доп. инф.1, вопр. на стр.178

12.

Социально – экологические особенности демографии человечества.

п. 30 до конца, вопр. на стр.182

13.

Рост численности человечества.

п. 31, вопр. на стр.187

14.

Социально – географические особенности демографии человечества.

п. 32, вопр. на стр.187

15.

Демографические перспективы.

п. 33, вопр. на стр.191

16 - 17

Семинар по теме «Возможно ли устойчивое развитие человечества и природы на Земле?»

повт. содержание темы по предложенным вопросам

18.

Контроль и коррекция знаний по теме «Экологическая демография»

 

III. Прикладная экология (16 часов)

Глава 6. Экологические проблемы и их решение (16 часов)

 

19.

Современные проблемы охраны природы.

п. 34, вопр. на стр.200

20.

Современное состояние атмосферы.

п.35 до стр.204

21.

Меры по охране атмосферного воздуха.

п. 35 до конца, вопр. на стр. 207

22.

Современное состояние водных ресурсов.

п. 36 до стр. 209

23.

Меры по охране водных ресурсов.

п. 36 до конца, вопр. на стр. 211

24.

Проблема исчерпаемости полезных ископаемых.

п. 37 до стр. 215

25.

Охрана недр.

п. 37 до конца, вопр. на стр. 218

26.

Современное состояние почвенных ресурсов.

п. 38 до стр. 220

27.

Охрана почв.

п. 38 до конца

28.

Современное состояние лесных ресурсов.

п. 39 до стр. 225

29.

Охрана и восстановление лесов.

п. 39 до стр. 228, подг. сообщений

30.

Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений.

стр. 228, вопр. на стр. 229, подг. сообщений

31.

Рациональное использование и охрана животных.

п.40, вопр. на стр. 236-237

32.

Семинар по теме «От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию»

повтор. темы по предложенным вопросам

ц33.

Обобщение по теме «Экологические проблемы человечества»

 

34.

Итоговый контроль знаний по курсу «основы экологии»