Тематическое планирование факультативного курса
«Основы экологии» в 10 классе.
(соответствует 34 - часовой программе в 10 классе к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии» 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2001)
№ п.п |
Наименование раздела, темы |
Домашнее задание |
1. |
«Экология = выживание?!» Введение: предмет экологии как науки. Роль экологии в жизни современного общества. |
стр.3 - 4 |
ЧАСТЬ 1. Общая экология (33часов, 1 час – резерв) Глава 1. Организм и среда (10 часов)
|
||
2. |
Возможности размножения организмов и их ограничения средой. |
п. 1, вопр. на с.10 |
3. |
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. |
п.2, доп. информ. 1, вопр. на с.15 |
4. |
Основные пути приспособления организмов к среде. |
п. 3, доплн. инф.1,2, вопр. на стр. 21 |
5. |
Пути воздействия организмов на среду обитания (влияние растений, водных организмов) |
п. 4, 1 и 3 статьи, доп. инф.3, вопр. на стр. 28 |
6. |
Почвообразующая деятельность живых организмов. |
п.4 до конца |
7. |
Основные среды жизни. |
п.5, доп. инф.5, вопр. на стр.36 - 37 |
8. |
Приспособительные формы организмов. |
п.6, доп. инф.1,2; вопр. на стр.43 - 44 |
9. |
Приспособительные ритмы жизни. |
п.7, доп. инф.1,3 |
10. |
Решение задач и упражнений по теме «Организм и среда» |
вопр. на стр.49 |
11. |
Обобщение по теме «Организм и среда» |
|
Глава 2. Сообщества и популяции (11 часов)
|
||
12. |
Типы взаимодействия организмов. |
п.8, вопр. на стр.54 |
13. |
Законы и следствия пищевых отношений. |
п.9, вопр. на стр.61 - 62 |
14. |
Закон конкурентных отношений в природе, использование человеком в практике деятельности человека. |
п.10, доп. инф 3,4; вопр. на стр.67 |
15. |
Популяции. |
п.11до стр. 69 |
16. |
Характеристика популяций (с решением экологических задач) |
п. 11 до конца, вопр. на стр.72 |
17. |
Демографическая структура популяций. |
п. 12, до стр. 74 |
18. |
Использование демографических показателей в лесном хозяйстве, промысле (решение экологических задач) |
п. 12 до конца, вопр. на стр.77 |
19. |
Рост численности и плотность популяций. |
п. 13, доп. инф.2, 3; вопр. на стр.84 |
20. |
Динамика численности популяций и ее регуляция в природе. |
п.14, вопр. на стр.91 |
21. |
Биоценоз. Экологические ниши видов. |
п.15, доп. инф.1, вопр. на стр. 99-100 |
22. |
Обобщение по теме «Сообщества и популяции» |
|
Глава 3. Экосистемы (12 часов)
|
||
23. |
Законы организации экосистем. |
п.16, доп. инф.3, 4 |
24. |
Законы биологической продуктивности. |
п.17, до стр.110, вопр. на стр.113 |
25. |
Пути увеличения биологической продуктивности земли (с решением экологических задач) |
п.17 до конца, вопр. на стр.114 |
26. |
Агроценозы и агроэкосистемы. |
п.18 |
27. |
Продуктивность агроценозов. |
доп. инф. 1 – 5, вопр. на стр.120 |
28. |
Саморазвитие экосистем. |
п.19, вопр. на стр.126 |
29. |
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. |
п. 20, вопр. на стр. 130 |
30. |
Биосфера. |
п. 21, до стр. 134 |
31. |
Глобальные круговороты веществ. |
п. 21 до конца. вопр. на стр.138 |
32. |
Обобщение по теме «Экосистемы» |
повт. содержание темы по предложенным вопросам |
33. |
Контроль и коррекция знаний по теме «Экосистемы» |
|
34. |
Экология как научная основа природопользования. |
п.22 |
Тематическое планирование факультативного курса
«Основы экологии» в 11 классе.
(соответствует 34 - часовой программе в 11 классе к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии» 10 (11) класс. – М.: Дрофа, 2001)
№ п.п |
Наименование раздела, темы |
Домашнее задание |
ЧАСТЬ II. Социальная экология (18 часов) Глава 4. Человек в экосистеме Земли (10 часов)
|
||
1. |
Человек – биосоциальный вид. |
п.23 |
2. |
Особенности пищевых и информационных связей человека. |
п.24, вопр. на стр.149 |
3. |
Использование орудий и энергии. |
п.25, доп. инф. 1. вопр. на стр. 154 |
4. |
История развития экологических связей человечества в доисторическое время. Древние гоминиды. |
п.26, вопр. на стр.161 |
5. |
История развития экологических связей человечества. Человек разумный. |
п.27, вопр. на стр.167 |
6. |
История развития экологических связей человечества. Современность.. |
п. 28, вопр. 170 |
7. |
Современные отношения человечества и природы. Будущее. |
п. 29вопр. на стр. 172 |
8. |
Семинар по теме «Экологические связи человечества» |
|
9. |
Обобщение по теме «Человек в экосистеме Земли» |
повт. по предложенным вопросам |
10. |
Контроль и коррекция знаний. |
|
Глава 5.Экологическая демография (8 часов)
|
||
11. |
Что изучает экологическая демография? |
п. 30 до стр. 175доп. инф.1, вопр. на стр.178 |
12. |
Социально – экологические особенности демографии человечества. |
п. 30 до конца, вопр. на стр.182 |
13. |
Рост численности человечества. |
п. 31, вопр. на стр.187 |
14. |
Социально – географические особенности демографии человечества. |
п. 32, вопр. на стр.187 |
15. |
Демографические перспективы. |
п. 33, вопр. на стр.191 |
16 - 17 |
Семинар по теме «Возможно ли устойчивое развитие человечества и природы на Земле?» |
повт. содержание темы по предложенным вопросам |
18. |
Контроль и коррекция знаний по теме «Экологическая демография» |
|
III. Прикладная экология (16 часов) Глава 6. Экологические проблемы и их решение (16 часов)
|
||
19. |
Современные проблемы охраны природы. |
п. 34, вопр. на стр.200 |
20. |
Современное состояние атмосферы. |
п.35 до стр.204 |
21. |
Меры по охране атмосферного воздуха. |
п. 35 до конца, вопр. на стр. 207 |
22. |
Современное состояние водных ресурсов. |
п. 36 до стр. 209 |
23. |
Меры по охране водных ресурсов. |
п. 36 до конца, вопр. на стр. 211 |
24. |
Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. |
п. 37 до стр. 215 |
25. |
Охрана недр. |
п. 37 до конца, вопр. на стр. 218 |
26. |
Современное состояние почвенных ресурсов. |
п. 38 до стр. 220 |
27. |
Охрана почв. |
п. 38 до конца |
28. |
Современное состояние лесных ресурсов. |
п. 39 до стр. 225 |
29. |
Охрана и восстановление лесов. |
п. 39 до стр. 228, подг. сообщений |
30. |
Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. |
стр. 228, вопр. на стр. 229, подг. сообщений |
31. |
Рациональное использование и охрана животных. |
п.40, вопр. на стр. 236-237 |
32. |
Семинар по теме «От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию» |
повтор. темы по предложенным вопросам |
ц33. |
Обобщение по теме «Экологические проблемы человечества» |
|
34. |
Итоговый контроль знаний по курсу «основы экологии» |
|