Человек: психология и профессия

Тематическое планирование элективного курса

«Человек: психология и профессия»

( Программа для предпрофильной подготовки авторов Т.Ф.Кабановой, А.В.Матвеевой)

Цель курса: ориентация учащихся в выборе будущей профессии.

Задачи курса: познакомить учащихся с методами самопознания,

самообразования и саморазвития;

сформировать умение анализировать психологические особенности

личности;

развивать у учащихся творческие способности, умение работать

в группе, вести дискуссию.

Основные требования к знаниям и умениям.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • оценивать способности;
  • выявлять интересы и склонности;
  • анализировать особенности внимания, памяти, воображения, мышления, характера, темперамента;
  • составлять программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • признаки классификации профессий;
  • требование профессии к человеку;
  • физиологические основы внимания, характера, темперамента.

Пояснительная записка.

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности. Необходима психолого – педагогическая поддержка, психолого – педагогическая диагностика.

Данный межпредметный курс знакомит учащихся с многообразием профессий и с теми требованиями, которые предъявляются отдельными группами к личности работающего. Большое место занимают вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.

Программа курса рассчитана на 17 часов занятий с учащимися 9 класса.

Тематическое планирование.

№ занятия

Тема занятия

1

Введение: понятие о профессии и специальности. Способности и профессиональная пригодность. Формула профессии

2

Понятия «интересы» и «склонности». Управление интересами и склонностями.

3

Практическая работа «Выявление интересов и склонностей»

4

Физиологические основы и виды памяти.

5

Развитие внимания. Практическая работа «Определение свойств внимания»

6

Значение памяти в жизни человека. Физиологические основы памяти.

7

Процессы памяти и её развитие. Практическая работа «Выявление вида памяти»

8

Понятие о мышлении. Практическая работа «Определение вида мышления»

9

Операции мышления. Практическая работа «Выявление умений сравнивать, анализировать, обобщать»

10

Понятие о воображении. Практическая работа «Определение уровня творческого мышления»

11

Виды воображения. Практическая работа «определения уровня воссоздающего и творческого воображения»

12

Понятие о координации движений. Особенности координации.

13

Значение и развитие координации движений. Практическая работа «Определение развития координации движения руки»

14

Понятие о характере. Физиологические основы характера.

15

Формирование характера. Практическая работа «Выявление основных черт характера»

16

Составление профессиограм. Советы по профессиональному самовоспитанию.

17

Обобщение: составление программы самовоспитания.

Список литературы.

Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1986.

Селевко Г.К. Найди себя. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

Селевко Г.К. Научи себя учиться. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.

Составила: Е.И.Максимова, учитель биологии МБОУ Костеревская СОШ №2

для работы в 9 классах.