Педагогическая философия

«Так ли уж горек корень учения, или…

Как зажечь факел?»

«Было время, когда считали возможным сообщить

образование.

Даже знания в собственном смысле сообщить

невозможно.

Можно их человеку предложить, подсказать, но

овладеть ими он должен путем

собственной деятельности…»

( А. Дистервег)

Как часто столкнувшись с нежеланием детей учиться, учитель нередко в первую очередь думает о том, как заставить неразумное дитя следовать пословице столетней давности о горьком корне учения, но не о том, как заинтересовать, приохотить к науке, умственной работе.

Сторонникам «горького корня» я противопоставляю утверждение К.Д.Ушинского:

«… ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения … убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет».

Следуя этой мысли, я попытаюсь показать: каков может на «вкус» корень учения, если учитель призывает в союзники познавательный интерес.

Итак, в изучении биологии я опираюсь на познавательный интерес детей. Как показывает опыт, этот мотив учения среди всех других является самым действенным. Ведь познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Интерес положительно влияет на все психические процессы: стимулирует волю и внимание, усиливает восприятие детей, память становится более длительной и глубокой, развивает мышление, возрастает самостоятельность, работоспособность детей.

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в механически усвоенную информацию, а в глубоко личный, духовный багаж моих учеников, их убеждения. Поэтому в своих подходах к моделированию урока я руководствуюсь главной задачей: поддерживать любознательность и формировать у детей устойчивый интерес к биологии, при котором ученик понимает структуру, логику и идеи курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие. И что для меня особенно важно – это развитие у детей эмоциональной чуткости, вкуса, стремления вносить красоту в жизнь, создавать красивое.

Осознавая свою «зажигающую факел познания ребенка» миссию, действую в соответствии с основными условиями, обоснованными психологической наукой, при которых возникает и развивается интерес к учению.

А именно:

1. Ребенку необходимо понимать нужность, важность, целесообразность изучения данного предмета в целом.

2. Самостоятельность поиска новых знаний, решение задач проблемного характера, «знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью» (Л.Н.Толстой)

3. Учебный труд интересен, когда он разнообразен.

4. Связь изучаемого с интересами уже существовавшими у ребенка.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Яркость, эмоциональность содержания, «любовь учителя к своей науке и любовная передача ее» (Л.Н.Толстой)

7. Чем чаще проверяется и оценивается работа ученика, тем интереснее ему работать.

Опираясь на эти условия развития интереса к учению, выработала свою педагогическую технику урока биологии.

Большое значение имеет то, как вводится тема урока, задавая тон всему уроку, создавая сильную мотивационную установку всему процессу обучения. Поэтому она не должна «сухо и скучно» сообщаться ученикам, я предлагаю подвести восприятие детей к необходимости и желанию постичь знания. Эмоциональное начало урока (нестандартное введение темы, ее образное название, использование эпиграфа, сообщение парадоксальных фактов, создание проблемной ситуации) способствует связи умственной деятельности ребенка с положительными эмоциями.

Известно, что лишь на фоне «умственной радости» может более успешно развиваться познавательная потребность, а вслед за ней и способности ребенка.

Из урока в урок развиваю у своих учеников потребность во впечатлениях, ведь это фундамент формирования потребности в знаниях – любознательности. Все это важно для развития высшего уровня познавательности школьника – целенаправленной творческой деятельности: интерес к проблемной ситуации, перенесение знаний на неизвестный объект с целью получения нового знания.

Считаю за правило: знание должно изучаться в логике его происхождения. Сделать это без четкой постановки познавательных задач урока невозможно. «Знание целей – половина успеха» - это утверждение воспринимается учениками осознанно, активизирует к деятельности.

Основное место в постановке познавательных задач отвожу проблемным вопросам, которые включаю максимально возможно в любой другой способ создания проблемной ситуации.

Ясно одно: мои ученики не должны быть в творческом простое, так же как и сама я. Да и биология вовсе не описательная наука, она дает благодатную пищу для ума. И я продолжаю действовать, опираясь на мысль, ставшую истиной: «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!» Чтобы научить детей думать, открывать, необходимым стало много придумывать и изобретать самой.

Своеобразными ключами к двери познавательного интереса стала такая находка как образное название темы урока и эпиграфы (высказывания ученых, стихотворные строчки, народная мудрость), причем многие из которых заключают в себе познавательную задачу.

Я благодарна биологии, ведь она помогает мне давать детям не только пищу для ума, но для сердца. К концу урока у ребят возникают доказательства смысла и истины этих высказываний, которые переходят таким образом в личный духовный багаж моих учеников, формируют не только теоретическое мышление, но и эмоционально – образное видение мира, что для меня не менее важно.

Мое слово на уроке должно быть не только научным, логичным, в разумном сочетании с занимательным изложением, но и ярким, увлекательным, образным, более интригующим, чем тексты наших учебников.

Увлекаясь в детстве чтением самых разнообразных книг о природе, собрав отличную библиотеку, не раз вспоминаю слова Виталия Бианки: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное и увлекательное занятие в мире».

 

И сейчас, оставаясь причастной к Тайне становления человека, в своей педагогической деятельности я учу своих учеников восторженно воспринимать окружающий их мир, как чувствую его сама, и это увлекает их, вызывает устойчивый интерес, удивление и восторг, эмоциональные переживания, помогает усвоить сложные, трудные вопросы. Ну, разве может слово учителя быть сухим, равнодушным? Я всегда должна быть воспринимаемой детьми! И я «играю», щедро разделяя с детьми эти чувства. С любовью скажу: у всех дети как дети, а у лягушки – головастик, речного рака назову с уважением «закованным в латы рыцарем», а ящерицу – хозяйкой Медной горы. А еще: молекула ДНК – королева живой природы, ее спираль – патриарх форм жизни от микромира до Вселенной. Взялись бы вы проглотить живую пчелу? Недоумение детей, а затем восторг, ведь оказалось, что ящерицы падки на пчел, как дети на варенье. Или: интригующе звучит вначале урока «сегодня у нас плохие новости…», и вдруг неожиданный ответ учителя «плохие новости в белковой упаковке»- так говорят именно о вирусах. А почему? Увлекаю ребят в мир книг о природе, научно – популярной литературы, передаю опыт работы со словарями, справочниками, определителями.

Наивысшую радость и удовольствие дети испытывают от работы, позволяющей им открыть себя, почувствовать свои возможности. Поэтому я прежде всего должна создать такие условия: работа в группах, использую ролевую игру, проблемную лекцию, технологию педагогической мастерской, технологию развивающего обучения, уроки – путешествия и межпредметные уроки.

Бесспорно, только знания, добытые самостоятельно, поднимают человека над суетой будней, помогают ему жить осмысленно, анализируя окружающее и себя, расширяют горизонты зримого. Передавая своим ученикам опыт творческой деятельности, вижу как они реализуют себя уже в стенах школы и в будущем: начинают самостоятельно мыслить, свободны от стереотипов. Знания учеников и процесс их приобретения становится движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. А это является главным конечным результатом школьного образования.

Размышляя о своей профессии и специальности учителя биологии, которую выбрала не случайно, с уверенностью говорю: самое прекрасное – это те добрые чувства, которые испытываю в общении с учениками, именно биология помогает юному человеку осознать свое собственное совершенство, достоинство и высокое предназначение в сохранении мира, быть в этом мире его составной частью.

Счастливой и окрыленной становлюсь оттого, что вижу в глазах детей и их поступках свою беспредельную любовь к живому миру, их желание прислушиваться, присматриваться, слышать и видеть окружающую природу. Удовлетворена, когда ребята осознанно выбирают профессии медика, ветеринара, эколога, биолога, педагога. Но не обольщаюсь этим, потому что знаю свои проблемы и тревоги.

Индийский философ Бахагван утверждает, что жизнь – это белое полотно, на котором человек сам рисует свой портрет. Хотела бы, чтобы мои ученики, «рисуя» свой портрет, изображали его на фоне растений, животных с осознанным чувством единства Мира и Человека. В современном обществе упала нравственность, а возник самый страшный дефицит – дефицит милосердия, поэтому хочу своим малым трудом достучаться до сердец ребят! Не дать развиться эгоизму, равнодушию, жестокости!