Особенности процесса обучения в информационно – образовательной среде

 

Текст доклада на педагогическом совете по теме:

«Особенности процесса обучения в информационно – образовательной среде».

(2011 год)

Презентация  

Встречая своих выпускников, можно услышать:

«В школе меня хорошо научили дифференцировать, например, я могу найти в литературном произведении метафору, гиперболу, но я не знаю, как мне построить свою карьеру, я не умею общаться, знакомиться, не могу представить себя работодателю. Меня просто этому не учили».

Конечно, мы можем сказать, что есть семья, есть сам человек, который на вопрос «делать жизнь с кого» отвечает самостоятельно. Но в школе ребёнок учился 11 лет, у него был наставник – учитель. Выходит, он научился во многом тому, что в жизни ему вовсе не пригодится. Наверное, это неправильно.

Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь применить свои знания. И возможно, способность разрешать жизненные проблемы на основе имеющихся знаний и умений для современного человека является основой. В этом суть компетентностного подхода, который не отрицает значимости знаний, а делает акцент на опыте деятельности, опыте применения знаний.

В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий сильное воздействие на всех участников образовательного процесса оказывает информационно – образовательная среда.

Нельзя закрывать детям выход в информационное пространство, нужно учить в нём ориентироваться, учить использовать его для решения своих познавательных и жизненных проблем.

Вопрос:

«Как сделать образование личностно значимым, помогающим ребёнку самоопределяться в жизни, решать возникающие жизненные проблемы, не теряться в потоках информации?»

Для справки:

Информационное общество – это общество, которое знаменует собой переход от традиционной экономики к экономике, основанной на знаниях, от бумажных носителей информации к безбумажным (цифровым) технологиям её обработки. По-прежнему существенной характеристикой являются и духовные ценности, обеспечивающие прогресс общества и позитивное личностное развитие его граждан.

Информационная культура – это информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.

Информационно – образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования.

Человек информационного общества, обладающий информационной культурой, должен владеть основными типами информационных умений:

  1. Осознавать потребность в информации.
  2. Определять, каким образом можно восполнить пробелы в информации:

- благодаря знанию соответствующих видов ресурсов (печатных и цифровых);

- благодаря отбору ресурсов, адекватных стоящей задаче;

- благодаря способности понимать те условия, которые влияют на доступность источника информации.

3. Конструировать стратегии обнаружения информации:

- осознавать, какую информацию следует обнаружить;

- понимать принципы конструирования и создания банка данных.

4. Искать и получать доступ к информации:

- разрабатывать соответствующие техники поиска;

-использовать коммуникативные и информационные технологии, включая международные академические сети;

- использовать соответствующие библиографические и аннотационные службы, базы данных;

- использовать методы повышения уровня осведомлённости, быть в курсе современных данных.

5. Сравнивать и оценивать информацию, полученную из разных источников:

- понимать, что информация может быть представлена предвзято, осознавать значение научных авторитетов;

- иметь представление о процессе реферирования научных публикаций;

- знать способы извлечения требуемой информации из информационного пространства.

6. Организовывать, применять и передавать информацию различными способами:

- создавать библиографические ссылки;

- создавать личную библиографическую систему;

- применять информацию для решения насущных проблем;

- эффективно передавать информацию с помощью соответствующих посредников;

- знать о проблемах авторских прав и плагиата.

7. Синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.

Ключевое значение приобретает идея – образование в течение всей жизни.

Задачи такого образования были выработаны Комиссией ЮНЕСКО в 1972 году, определены четыре «столпа образования»:

1. Учить учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течение всей жизни, углублённо работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях.

2. Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде.

3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты), укрепляя взаимопонимание и мир.

4. Учиться быть, т.е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью. Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения.

Важнейшим свойством информационно-образовательной среды, позволяющей по-новому решать многие дидактические цели, является интерактивность. Интерактивность в традиционном учебном процессе обычно понимается как взаимодействие субъектов обучения в ходе непосредственного контакта.

Интерактивность в информационно-образовательной средеэто возможность ученика взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей.

Интерактивность тесно связана с коммуникативностьюумением и желанием общаться как лицом к лицу с собеседниками, так и с помощью ИКТ.

Интерактивность позволяет реализовать следующие дидактические свойства ИКТ-технологий:

- адаптивность – создание благоприятных условий в процессе обучения;

- продуктивность – возможность изменения или дополнения информации;

-креативность – создание собственного образовательного продукта, индивидуальное решение проблемы на основе предложенного материала.

Обучение в информационно-образовательной среде обеспечивает:

  • возможности коммуникации с преподавателем;
  • возможности коммуникации с другими учащимися;
  • сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности;
  • актуальное решение проблемы социализации.

В настоящее время главенствующим в школе в большей степени остается традиционный подход. В условиях личностно ориентированного подхода целью является создание условий для максимального развития индивидуальности ребёнка, его способностей, склонностей, интересов.

Отношения в процессе обучения субъект-субъектные. Учитель не воздействует прямо на ученика, а создает условия для того, чтобы в личности произошли некоторые изменения. Ученик – субъект собственной деятельности, он сам ставит проблемы в ходе учения, ищет средства для решения и решает их. Соответственно фиксированного содержания образования в личностно ориентированном подходе не существует: его формирует сам ученик в процессе обучения.

Методы обучения: диалог учителя и ученика, самостоятельная работа ученика с информацией, выполнение творческих работ учеником.

Формы обучения: учебные мастерские, мастер-классы, семинары, тренинги, социальные практики. Большую роль играет самообразование.

В чистом виде личностно ориентированный подход в настоящее время в практике обучения не существует, используются некоторые его элементы.

Цель современного образования в условиях компетентностного подхода – формирование компетентностной личности, т.е. личности, способной решать разнообразные проблемы, используя имеющиеся у неё знания и умения. Содержание образования в этом подходе отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Учитель теряет исключительное право на владение информацией, и его главной задачей становится не вооружение информацией ученика, а помощь ученику в самостоятельном овладении этой информацией. Необходимо воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации, а значит, востребованным становится компетентностный подход.

 

Для справки:

Компетенция – круг полномочий, прав; знания, опыт в той или иной области (Толковый словарь русского языка)

Компетентный – обладающий компетенцией, знаниями, которые позволяют судить о чём – либо (Словарь иностранных слов и выражений)

Ключевая компетенция – это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях.

К ключевым компетенциям, формирование которых необходимо осуществить в общем среднем образовании, целесообразно отнести:

· общекультурную компетенцию (владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры), включает учебно-познавательную и информационную компетенции;

· социально-трудовую компетенцию (присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности);

· коммуникативную компетенцию (формирование готовности и способности понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми);

· компетенцию в сфере личностного самоопределения (формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбора ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий).

Выделение такого перечня ключевых компетенций обусловлено требованиями общества к образованной личности.

Компетентностный подход наиболее близок к деятельностному подходу, но шире его, вбирает деятельностный подход в себя. При этом деятельностный подход является магистральным направлением в реализации подхода компетентностного. Это следует понимать так: компетентностный подход целью процесса обучения видит формирование компетентной, т.е. владеющей ключевыми компетенциями, личности. А компетенция – это способность решать проблемы в той или иной сфере жизнедеятельности (профессиональной, социальной, познавательной и т.д.). Поэтому понятия «овладение различными видами деятельности» и «компетентность» не являются тождественными понятиями.

 

Стандарты второго поколения построены на идеях деятельностного подхода, что является оправданным. Переход от человека знающего к воспитанию человека компетентного в различных сферах жизнедеятельности сложен, достаточно длителен и правомерно включает этап преобладания в процессе обучения деятельностного подхода. Ориентация образования на формирование универсальных учебных действий (УУД) – значительный шаг вперёд нашей системы образования, тем более целесообразный, что в отечественной педагогике есть соответствующие наработки, которые уже реализованы в инновационной практике.

Системно - деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития УУД помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Для справки:

Системно – деятельностный подход – основан на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина. Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Универсальные учебные действия:

личностные (самоопределение, смыслообразование и действия нравственно-этического оценивания);

регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

познавательные (общеучебные, логические, знаково-символические);

коммуникативные.

Системно – деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

  • определения целей школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
  • изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание обучения в контексте решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
  • стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества и достижения целей обучения.

Вопрос: Как изменяются дидактические принципы в информационном обществе?

Прежде всего выделится парадигмальный принцип, т.е. ведущий, определяющий магистральное направление педагогической деятельности: принцип организации деятельности учащихся в информационно-образовательной среде. Ведущие позиции учителя при этом изменяются, он уже, образно говоря, не ведёт за собой ученика, а помогает ему самому идти (подсказывает, направляет, поддерживает). Ученик активен при осуществлении учителем педагогической поддержки.

Принцип научности: суть его не только в том, что знания, которые изучаются в школе, должны отвечать требованию научности, но и в том, что учащиеся должны уметь относиться критически к той информации, которую они получают в информационном поле (вне школы), отличать научные знания от псевдонаучных. Усиливается методологический аспект процесса обучения, так как, для того чтобы самостоятельно добывать знание, нужно знать способы его добывания.

Принцип систематичности, последовательности в овладении содержанием учебных предметов заменяется принципом системности. Учащиеся получают информацию из разных источников. Главной задачей школы становится упорядочивание её, приведение в систему.

Принцип наглядности: в процессе обучения остаётся натуральная, словесно-образная, схематическая, символическая наглядность. Но все эти виды наглядности дополняются интерактивной наглядностью на основе ИКТ- технологий, работая с которой ученик может производить определённые действия, вызывающие соответствующие изменения в интерактивной наглядности. Следует учесть, что применение электронных средств наглядности на уроках стало для детей обыденностью. Яркими иллюстрациями, анимацией детей не удивишь, поэтому важно найти им оптимальное место на уроке, позволяющее решать те задачи, которые лучше всего решаются электронными средствами. Для современных детей мультимедийная наглядность – привычное дело, а демонстрация реальных объектов – событие.

Принцип сознательности: усваиваются те действия, которые производятся сознательно. Усиливается роль рефлексивной составляющей ученика, т.к., самостоятельно организуя свою деятельность, он должен понимать, что делает, зачем, как совершенствовать свои действия.

Принцип доступности: информация должна соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям, быть энциклопедического типа краткой, полной, но фрагментированной.

Принцип субъект-субъектного взаимодействия: не исключается роль учителя, а изменяется как помощника, проводника для ученика; роль ученика активная.

Принцип вариативности обучения: предполагается наличие в содержании образования инвариантного и вариативного компонентов. Обязательно должно быть выделено базовое содержание для ученика, а какие аспекты изучаемого материала расширить, осваивать более глубоко решает сам ученик, исходя из своих познавательных потребностей и интересов.

Процесс обучения в информационно-образовательной среде происходит поэтапно:

1-й этап. Постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у школьников положительной мотивации к её решению, принятие задачи учащимися. Особое внимание следует уделить анализу субъектного опыта ученика. Мастерство педагога состоит в том, чтобы включить имеющиеся у школьника знания в планируемую познавательную деятельность таким образом, чтобы они стали мостиком к поиску новых знаний.

2-й этап. Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения. Большую роль на этом этапе играет проблемное обучение и другие методы организации продуктивной познавательной деятельности.

3-й этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня. Педагогическое взаимодействие направлено на актуализацию самостоятельной работы школьников, проявление ими познавательной инициативы, связанной с расширением знаний по предмету.

4-й этап. Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль. Внешняя оценка дается не только учителем при сопоставлении результатов ученика с заранее известными нормативами, прописанными в программе и стандартах, но и одноклассниками. Для этого ученик готовит презентацию, отбирая наиболее значимые результаты. Внутренняя оценка происходит на уровне рефлексии самим учеником. Рефлексия как способ подведения итогов необходима.

5-й этап. Подготовка учащихся к работе вне школы. Данная работа чаще всего связана с домашним заданием. Предполагаются задания, требующие активной работы учеников с ресурсами информационно-образовательного пространства, задания, требующие творческого поиска.

В целом процесс обучения в информационно-образовательной среде предполагает реализацию двух групп дидактических условий, которые в совокупности обеспечивают его эффективность.

Первая группа условий является более общей, определяет сущностные черты процесса обучения:

· опора на субъективный опыт учащихся;

· использование открытых (с неопределённым заранее результатом) и закрытых (с ранее запланированным ответом) учебных заданий;

· использование практико-ориентированных ситуаций как для постановки проблемы (введение в задание), так и для её непосредственного решения;

· организация деятельности школьников в информационно-образовательном пространстве с целью выработки умений работы в условиях неопределённости (новой ситуации).

Вторая группа условий может быть реализована только при выполнении условий первой группы:

· преобладание самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

· использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;

· возможность создания учениками собственного индивидуального образовательного продукта (он необязательно будет оптимальным, ученик должен иметь право на ошибку);

· целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников;

· использование технологий, позволяющих организовать внутреннюю, т.е. субъективную, оценку деятельности учеников;

· организация презентаций и защиты своих работ.

Преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:

· развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей;

· приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;

· обеспечение возможности для учащихся и учителей признавать и ценить умения других, тем самым получая подтверждение чувства собственного достоинства;

· развитие умения слушания и коммуникации;

· поощрение новаторства и творчества.

 

Новые требования к методам и технологиям обучения.

В структуре метода можно выделить три составляющие: деятельность ученика (учение), деятельность учителя (преподавание) и содержание образования, на которое направлены обе эти деятельности.

Сложную структуру метода показал ученый - дидакт И.Я. Лернер.

Учитель, цель которого – научить ученика, добивается собственной деятельностью и своими средствами того, чтобы у школьников возникла соответствующая цель – научиться. Ученик, являясь субъектом учебного процесса, ставит и реализует эту цель своими средствами. В результате педагогического взаимодействия происходит приращение знаний, освоение умений, развитие компетенций ученика, что и является целью процесса обучения.

Классические методы обучения могут приобрести новые черты, если применять при их использовании ИКТ - технологии. Так, лекция может сопровождаться мультимедийными презентациями, что значительно повышает её доступность. Наглядность, обеспечивающаяся интерактивными обучающими программами, в ходе объяснения, беседы образно покажет ученику полученный результат.

При обучении в информационно – образовательной среде целесообразно использовать открытые образовательные технологии. Все они направлены на приобретение знаний, умений, развитие отношений, соответствующих характеристикам учащихся как субъектов деятельности. Работа школьников, выстроенная в рамках этих технологий, чаще всего выходит за границы учебного предмета, требует от учащихся субъектного отношения к своей деятельности, включает как обязательные элементы целеполагание, рефлексию, не ограничивает учащихся в способах работы с информацией. Остановимся на некоторых из них.

Одной из наиболее эффективных технологий является проектная. Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Проектная технология позволяет создать условия деятельности, максимально приближённые к реальным, обеспечивая формирование обобщённых компетенций учащихся, универсальных информационных и познавательных (исследовательских) умений.

Другой открытой образовательной технологией является «Мастерская знаний». Разработана «Французской группой нового обучения». Главное в данной технологии – передавать способ действия, а не конкретные знания. В результате учащиеся овладевают творческими умениями, развивается личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию.

Мастерская – это специфический способ организации деятельности учащихся в составе малой группы (5-7 человек) при участии учителя – мастера, инициирующего её поисковый, творческий характер. Специально организованное педагогом – мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

Технология строится на следующих идеях:

1. Превращение информации в знания осуществляется благодаря личному опыту ученика по самостоятельному «открытию» этого знания в ходе исследования его генезиса и структуры.

2. Все учащиеся способны строить своё знание самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован с опорой на принципы построения педагогических мастерских:

  • мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;
  • включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, побуждает к личной заинтересованности ученика в изучении проблемы (темы);
  • работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знаний;
  • мастер не торопится отвечать на вопросы;
  • необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят;
  • исключает официальное оценивание ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ даёт возможность проявления самооценки учащегося и её изменения, самокоррекции;

3. В основе работы не просто сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное построение знания учениками на основе применения методов, стимулирующих критическое мышление учащихся.

4. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Отношение учителя к ученику как к себе равному.

5. Тщательно разработана система воздействия на личность, точный расчёт психологических воздействий.

Основными методическими приёмами технологии, которые составляют алгоритм действия, являются:

- индукция – пробуждение ассоциативного и образного мышления, призыв к творчеству, пробуждение интереса к предмету изучения, осознанно продуманное создание мотива к изучению проблемы;

- самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, рисунка, проекта, решения, текста;

- социоконструкция – групповая работа по построению результата (через согласование индивидуальных решений);

- презентация – выступление с отчётом о проделанной работе (индивидуальный и групповой);

- разрыв-«озарение» - внутреннее осознание участником неполноты и несоответствия своего знания, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему с пересмотром своих знаний, подбором дополнительной информации по проблеме;

- рефлексия – творчество по конструированию нового знания (в какой угодно форме) в соответствии со своими индивидуальными и психическими особенностями.

Хорошо зарекомендовала себя технология «Чтение и письмо для развития критического мышления». Эта технология ориентируется на реальную педагогическую практику и определяет чтение и письмо как базовые процессы любой образовательной деятельности. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии открывает новые принципиальные подходы в решении вопросов, чему и как учить сегодня в школе.

Особо необходимо отметить важность этапа рефлексии в технологическом процессе. Учащимся предлагается вернуться мысленно к их совместной и индивидуальной деятельности, рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но, что важно, и по способу общения, наметить пути их исправления.

Почему рассмотренные педагогические технологии в наибольшей степени отвечают задачам организации процесса обучения в информационно – образовательной среде? Учитель, используя их, помогает ученику выстраивать своё обучение. При этом педагог может влиять на ход процесса, но не результат – создание индивидуального образовательного продукта.

Особенности урока как основной формы организации процесса обучения в информационно – образовательной среде.

1. Изменение на уроке позиции учителя.

С одной стороны он выстраивает и направляет учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить усвоение основы содержания образования на запланированном уровне, а с другой – оказывает поддержку ученикам при формировании, а затем усвоении вариативного компонента содержания образования, который отбирается учеником в соответствии со своими интересами, запросами. Важно определить, освоение какого материала будет проходить самостоятельно учениками, а какого требует участия педагога.

2. Индивидуализация учебного процесса.

Использование мультимедиа, статической и динамической графики, иллюстраций, анимации позволяет быть успешными на уроке не только аудиалам, но и ученикам с преобладающим визуальным каналом восприятия.

3. Активизация познавательной деятельности учащихся.

4. Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности.

5. Организация различных видов самостоятельной работы.

(при использовании поисковых систем Интернета, печатными и электронными источниками информации, наглядными материалами).

6. Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока (виртуальное присутствие ученых, интегрированные уроки).

7. Использование интерактивных технологий.

8. Использование базы данных и лабораторные комплексы с удалённым доступом.

Заключение.

 

Бесспорно, что с каждым годом растет оснащение школ компьютерной техникой. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их.

Все согласятся, что главные действующие лица на уроке – это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения. На личность ученика огромное влияние оказывает личность учителя. Применяемые в разумных пределах электронные средства освобождают время для творчества, создают более благоприятные условия для усвоения учебного материала учениками. Роль и место на уроке электронных наглядных средств, так же как и других средств обучения, должны тщательно продумываться и проектироваться.

Как бы ни развивалось общество, уже сейчас влияние информационно – образовательного пространства на процесс обучения велико, поэтому важно выстраивать обучение на основе компетентностного подхода, в котором участвуют два практически равноправных партнера: учитель и ученик. Понимание процесса обучения в информационном обществе не требует полного отказа от традиционных дидактических представлений, но требует их развития, рассмотрения с новых позиций, в том числе и с позиций различных дидактических подходов.