Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе

Педагогический совет по теме:

«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

(краткое содержание доклада заместителя директора школы Максимовой Е.И.с использованием материалов- текст «наша новая школа», текст программы развития школы, презентация)

Презентация  

Цель: создание условий для повышения качества общего образования на основе внедрения современных педагогических (образовательных) технологий

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

(педагогическая истина)

 

Одна из основных задач образовательной политики на современном этапе, декларируемых Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является достижение качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

( С использованием презентации рассматривается содержание НОИ «Наша новая школа» и Программа развития школы на период до 2014 года с внесёнными дополнениями в свете национальной образовательной инициативы.)

Таким образом, любая инновация должна быть в конечном итоге направлена на качество образования.

Качество образования – категория сложная, существует разнообразие трактовок и включает:

· итоговую успеваемость

· ЕГЭ

· итоговые экзамены

· промежуточную аттестацию

· результаты административных работ

· лидерство отдельных учащихся

· лидерство класса

· личную удовлетворённость участников образовательного процесса

· представление достижений на различных уровнях

· уровень воспитанности и т.д.

Образно говоря, измерить качество образования трудно, но когда оно отсутствует, то его чувствуют все.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает развитие школы посредством инноваций.

Инновация – нововведение, деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях). Это направление является ведущим в содержании Программы развития школы.

Причиной выбора является следующее:

  • в условиях существующей классно – урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержания обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьёзным коррективам;
  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации образования, личностно-ориентированного подхода;
  • обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
  • выстраивают доброжелательные отношения к учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
  • чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, следует вспомнить, что начало поиска и разработка теоретических основ педтехнологий у нас в стране была сделана Н.Ф.Талызиной, Бабанским, В.П. Беспалко.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология.

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные задачи ( Педагогический энциклопедический словарь).

Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего);
  • учёт необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

В прошедшем учебном году (2009-10) на педагогическом совете была рассмотрена общепринятая классификация образовательных технологий Г. К. Селевко. В развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделим:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровнего подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
  • игровые технологии;
  • интегральные технологии;
  • коллективного обучения;
  • проектного обучения;
  • технологии мастерской и др.

В руках подготовленных, творчески работающих учителей эти технологии становятся инструментом для реализации принципов личностно – развивающего обучения.

Бесспорно, что необходимо сохранять разумным баланс и не «ударяться» в крайности в использовании той или иной технологии.

Я думаю, что вы согласитесь, что чаще учителя пользуются традиционными технологиями, построенными на объяснительно-иллюстративном способе обучения.

При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определённой рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. Объяснительно-иллюстративные технологии в «чистом виде» уже недопустимы. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Справедливо говорят, что научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Педагогически грамотным специалистом нельзя без знания и использования всего обширного арсенала образовательных технологий.

«Убеждённому убеждать других нетрудно» (Ф.Шиллер).

Так бы я сказала об учителях, готовых к обмену опытом использования современных образовательных технологий.

На сегодняшнем педагогическом совете вы расскажете о тех педагогических технологиях, которые используете в своей работе, эффективность и результативность их применения.

 

Представление выступающих.

«Метод – это я».

(П.Лесгафт)

1. Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения. При использовании технологии проблемного обучения образовательный процесс выстраивается так, чтобы ученик постоянно вовлекался в решение новых для него проблем. Таким образом решается главная цель: формирование и развитие проблемного мышления. (Сообщение из опыта работы учителя физики Зайковой Т.В., учителя начальных классов Семиной Т.В.)

2. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Детям нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни, они должны научиться учиться.

Знания, приобретённые на уроке, становятся достоянием учащихся только при, если они отрабатываются и закрепляются в ходе самостоятельной работы. (Опыт работы рационального сочетания приемов и методов развивающего обучения, способствующего формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков учителя начальных классов Моисеевой Л.М. и учителя русского языка Шувановой Г.И.)

3. Как на практике организовать учебно – воспитательный процесс, используя методы личностно – ориентированного подхода? Эффективной и интенсивной образовательной технологией с конца 80-х годов стала Технология педагогических мастерских. ( Из опыта работы учителя истории Сазоновой Т.А. и учителя биологии Максимовой Е.И.)

4. Реализация системно – деятельностного подхода в обучении информатики (из опыта работы учителя математики Кабановой Г.Ф.)

Решение педагогического совета.

1. Педагогам школы определить возможности, условия и основные направления современных педагогических технологий с целью совершенствования своей педагогической деятельности.

2. Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Формировать у них практические навыки самообразования.

3. Увеличить время на уроке на самостоятельную работу (проектирование, исследовательскую и экспериментальную деятельность).

4. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

5. Спланировать взаимопосещения уроков с целью изучения передового педагогического опыта по использованию педагогических технологий.

6. Создать банк данных методических разработок учителей школы, практикующих современные технологии, в том числе ИКТ.

7. Обеспечить качество подготовки выпускников школы всех ступеней образования к решению жизненно важных задач.