Создание условий для формирования субъекта учебно – познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий на уроках

Тезисы выступления по теме

«Создание условий для формирования субъекта учебно – познавательной деятельности через использование современных образовательных технологий на уроках»

( педагогический совет, 2009 год)

 

Презентация  

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточное гарантированное достижение поставленных целей.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

( Слайд 1)

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий ( около 50 технологий). В классифицированном и обобщенном виде по 5 направлениям:

1.Традиционное обучение

2. Модернизированные технологии

3. Альтернативные технологии

4. Технологии развивающего обучения

5. Авторские школы.

Понятие педагогической технологии (Слайд 2).

Есть разночтения в его понимании и употреблении, поэтому существует в настоящее время множество позиций разных авторов:

1.Педагогическая технология как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса

( Б.Т.Лихачев, и др.)

2. ПТ как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи

( В.П.Беспалько, В.М.Монахов, М. А. Чошанов и др.)

3. Многоаспектный подход и рассмотрение нескольких значений педагогических технологий одновременно.

( М.В.Кларин, В.В.Давыдов, Г.К. Селевко и др.)

Герман Константинович Селевко считает, что « ПТ функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве реального процесса обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении.

Понятие « ПТ» в образовательной практике употребляется на 3 иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический): Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь ПТ синонимична педагогической системе: в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический ( предметный) уровень: частнопредметная ПТ употребляется в значении « частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика работы учителя)

3) Локальный ( модульный ) уровень: технология отдельных частей УВП, решение частных дидактических задач( технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология повторения и контроля материала, самостоятельной работы).

Структура педагогической технологии (Слайд 3)

1) Концептуальная часть.

2) Содержательная часть обучения (цели обучения общие и конкретные, содержание учебного материала).

3) Процессуальная часть (методы и формы организации учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса)

Существенным признаком ПТ должна стать концептуальность. Появление в последнее время множества интересных и эффективных технологий привело в ряде случаев к тому, что учителя, ознакомившись с какой- нибудь технологией у своих коллег или на курсах ПК, не соотнося идею технологии с целями и задачами своей школы, не учитывая особенности контингента детей, особенностей содержания учебного материала, стремятся сразу же перенести ее в свою практику, а это не дает ожидаемый результат.

 

Классификация педагогических технологий

(Слайды 4 и 5)

Принципиально важной стороной в ПТ является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. И здесь наиболее актуальной стали личностно-ориентированные технологии.

На педагогическом совете будет представлен опыт по использованию педагогами школы:

 

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

· технология проблемного обучения,

· технология игрового обучения;

 

Технологии индивидуализации обучения

· развивающее обучение.

 

Технологии уровневой дифференциации.

 

Подведение итогов Декады открытых уроков по теме педагогического совета

( слайд 6)