(познавательная программа, посвященная Дню птиц)
Цели: воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории родного края; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных видов птиц через ознакомление с их важной ролью в природе.
Ведущий 1: Ребята! Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране. Кто же живет в ней? Посмотрите на экран (видеоряд «Птицы» и музыка). Догадались к кому в гости мы отправимся? Конечно, к птицам!
Ведущий 2: А знаете ли вы, ребята, что 1 апреля – это Международный день Птиц. Впервые он как массовый детский праздник стал проводиться в США в 1894 году (штат Пенсильвания). А вскоре стал проводиться как народный праздник во всех штатах. Затем он пришел в Россию.
Ведущий 1: В мае 1924 года юннатами центральной биостанции юных натуралистов под Москвой было развешано несколько десятков дуплянок (скворечников). А через год День птиц в 1927 году праздновала вся Москва, а в последующие годы – вся страна. Хочется надеяться, что день птиц всегда будет веселым праздником.
Задание (ведущий приглашает 1-2 учащихся выполнить задание).
«Птичья мозаика».
Соберите изображения двух птиц на магнитной доске. Другие дети дружно считают до 10.
Ведущий 2: Какие птицы изображены на мозаиках? (голубь и попугай)
Попугай: Прр…ивет, рре…бята!
Голубь: Здравствуйте! Какая красивая получилась мозаика!
Попугай: Нам она очень понр..авилась, мы вспорр…хнули с картинок, чтобы познакомиться с вами и вместе отпрр…виться на Парад птиц!
Ведущий1: Кто же возглавит парад птиц?
Ведущий 2: Я думаю, что его возглавят птицы, которые первыми появляются весной в нашем крае! Встречайте их ребята!
Ученик: Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился,
Мой домик среди ветвей густых
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Грач: Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый черный ГРАЧ.
Мы спешили к вам ребята! Весна идет, пора браться за дело: заселять домики, приготовленные людьми, устраивать туда, высиживать и растить птенцов.
Попугай: А я нарр…одные приметы знаю! Если грачи весной не торопятся приводить в порядок свои старые гнезда – весна будет затяжной. Не улетают долго осенью - к теплой зиме.
Ведущий 1: Несется клич
Во все концы:
Весна пришла!
Добро пожаловать, скворцы!
Скворец: Ребята! Я расскажу вам такую историю. В одном из южных лесничеств нашей страны однажды появилось большое количество опасного вредителя – гусеницы бабочки ильмового ногохвоста. Были рабочие, которым пришлось собирать гусениц руками. Люди работали 2 недели, собрали 120 ведер гусениц - более 2 миллионов штук.
А мы, скворцы, на соседнем участке леса очистили от гусениц свой участок быстрее и лучше, чем люди. А еще мы поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.
Ведущий 2: Спасибо вам, птицы! Так и хочется сказать:
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно- бронзовый скворец.
Голубь: Парад птиц открыли птицы перелетные. Но ведь круглый год с вами, ребята, остаемся мы, оседлые птицы, которые терпели зимний холод и голод.
Знакомьтесь с птичкой, которую вы встречаете каждый день, а песенка ее звучит так: Чик- чирик! Чик- чирик! К зернышку прыг. Смотри, не робей!
Кто же это?
Воробей: Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик- чирик! Не робей!
Я бывалый воробей!
А песенка моя звучит по- русски так:
« Чио- чио-фью-фью – фью! Чик-чирик! Чью-чью-чью!
Попугай: А можно мне еще одну нарр…одную примету ребятам рассказать? Если в холодную погоду в любое время года воробьи начинают купаться в воде - это к потеплению. Зачирикали во время ненастья - к хорошей погоде.
Ведущий 1: Ребята! Узнайте эту птицу! В мороз, словно лимончики, нахохлившись, они притаились на ветках рядом с нашим окном.
Спиною зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика, кто это?
Синица: Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых и , если бы не люди, то умерли бы от голода. Спасибо и взрослым, и детям, которые для нас птичьи
« столовые»- кормушки развешивают.
Попугай : А в народе говорят, если синицы с утра пищат- ожидай мороз.
Ведущий: В нашем параде участвует одна лесная птица, к которой надо относиться с большим уважением
Кукушка: Я, кукушка, птица лесная. Съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки- капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки и 4 паука, много муравьиных яиц. А меня люди несправедливо ругают.
Ведущий 2: Кукушка! Ты нам дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь леса и поля.
Ребята! Кто из вас знает, какая птица является символом мира на нашей планете? Вот и для тебя, голубь, настало время на нашем празднике.
Голубь: Меня, белого голубя, считают символом мира, а придумал и изобразил меня французский художник, испанец по происхождению Пабло Пикассо в 1947 году.
Попугай: Дайте и мне слово рассказать о моем дрру..ге. Если голуби ведут себя спокойно, ворр-куют-это к хорошей погоде. А прячутся на черр…даки, под крыши домов, в сараи и другие укрытия - к дождю.
Ведущий 2: А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь на лесной поляне. Посмотрим внимательно и послушаем птичьи разговоры.
Сценки из птичьей жизни
Сыч и удод.
-Почему ты, Удод, без конца кричишь: « Худотут! Худотут!»
- А потому, Сыч, что тут хорошо!
- А вот и кричал бы тогда: «Хорошо тут! Хорошо тут!»
- Ишь, какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места согнали? Ни за что! Худо- тут! Худо- тут!
Ворон и дятел.
- Скажи, ворон, мудрая птица, чего это кулик над болотом кричит?
- Каждый кулик свое болото хвалит!
- А лиса чего с утра до вечера рыщет?
- Голод не тетка!
- А чайки ворон от гнезда почему отгоняют?
- На чужой каравай рот не разевай!
- До чего же ты мудрый, ворон, все-то ты знаешь!
-Век живи- век учись. Вот и я сто лет прожил и научился.
Воробей и скворец.
- Угадай, Скворец, какое оружие самое страшное?
- Знаю, знаю - ружье!
- Не угадал!
- Знаю, знаю - пушка!
- Снова не угадал!
- Знаю, знаю… Не знаю.
- Рогатка! Из пушки- то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки - только успевай отскакивать! Уж я- то знаю, я-то стреляный воробей!
Кукушка и синица.
- Ты чего, Кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?
- Каким таким волоском? Целая волосатая гусеница в горло попала.
- Ах ты, бедная! Как не повезло-то тебе!
- Это почему же не повезло? Я их, волосатых- то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая.
Ведущий 1: Ребята, наши гости, птицы, убедили всех, что мир птиц увлекателен, а общение с ними расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять.
Ведущий 2: Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва! Я думаю, что и первые мысли человека о воздухоплавании, стремление научиться летать зародилось у людей при взгляде на птиц.
Ведущий 3: Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти всего урожая, обгрызают плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Ведущий 3. Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране
Встречай любовно стаи птичьи
Всем сердцем радуясь весне!
Ребята! Берегите птиц! Птицы - наши верные друзья! (звучит песня о птицах)