«Наши друзья – птицы»

 

(познавательная программа, посвященная Дню птиц)

Цели: воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории родного края; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных видов птиц через ознакомление с их важной ролью в природе.

Ведущий 1: Ребята! Сегодня мы приглашаем вас в путешествие по удивительной стране. Кто же живет в ней? Посмотрите на экран (видеоряд «Птицы» и музыка). Догадались к кому в гости мы отправимся? Конечно, к птицам!

Ведущий 2: А знаете ли вы, ребята, что 1 апреля – это Международный день Птиц. Впервые он как массовый детский праздник стал проводиться в США в 1894 году (штат Пенсильвания). А вскоре стал проводиться как народный праздник во всех штатах. Затем он пришел в Россию.

Ведущий 1: В мае 1924 года юннатами центральной биостанции юных натуралистов под Москвой было развешано несколько десятков дуплянок (скворечников). А через год День птиц в 1927 году праздновала вся Москва, а в последующие годы – вся страна. Хочется надеяться, что день птиц всегда будет веселым праздником.

Задание (ведущий приглашает 1-2 учащихся выполнить задание).

«Птичья мозаика».

Соберите изображения двух птиц на магнитной доске. Другие дети дружно считают до 10.

 

 

Ведущий 2: Какие птицы изображены на мозаиках? (голубь и попугай)

Попугай: Прр…ивет, рре…бята!

Голубь: Здравствуйте! Какая красивая получилась мозаика!

Попугай: Нам она очень понр..авилась, мы вспорр…хнули с картинок, чтобы познакомиться с вами и вместе отпрр…виться на Парад птиц!

Ведущий1: Кто же возглавит парад птиц?

Ведущий 2: Я думаю, что его возглавят птицы, которые первыми появляются весной в нашем крае! Встречайте их ребята!

Ученик: Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

Быть может, им на чужбине снился,

Мой домик среди ветвей густых

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

Грач: Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огороду, полю – врач,

Глянцевитый черный ГРАЧ.

Мы спешили к вам ребята! Весна идет, пора браться за дело: заселять домики, приготовленные людьми, устраивать туда, высиживать и растить птенцов.

Попугай: А я нарр…одные приметы знаю! Если грачи весной не торопятся приводить в порядок свои старые гнезда – весна будет затяжной. Не улетают долго осенью - к теплой зиме.

Ведущий 1: Несется клич

Во все концы:

Весна пришла!

Добро пожаловать, скворцы!

Скворец: Ребята! Я расскажу вам такую историю. В одном из южных лесничеств нашей страны однажды появилось большое количество опасного вредителя – гусеницы бабочки ильмового ногохвоста. Были рабочие, которым пришлось собирать гусениц руками. Люди работали 2 недели, собрали 120 ведер гусениц - более 2 миллионов штук.

А мы, скворцы, на соседнем участке леса очистили от гусениц свой участок быстрее и лучше, чем люди. А еще мы поедаем много майских жуков, слизней, бабочек и других вредных насекомых.

Ведущий 2: Спасибо вам, птицы! Так и хочется сказать:

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно- бронзовый скворец.

Голубь: Парад птиц открыли птицы перелетные. Но ведь круглый год с вами, ребята, остаемся мы, оседлые птицы, которые терпели зимний холод и голод.

Знакомьтесь с птичкой, которую вы встречаете каждый день, а песенка ее звучит так: Чик- чирик! Чик- чирик! К зернышку прыг. Смотри, не робей!

Кто же это?

Воробей: Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик- чирик! Не робей!

Я бывалый воробей!

А песенка моя звучит по- русски так:

« Чио- чио-фью-фью – фью! Чик-чирик! Чью-чью-чью!

Попугай: А можно мне еще одну нарр…одную примету ребятам рассказать? Если в холодную погоду в любое время года воробьи начинают купаться в воде - это к потеплению. Зачирикали во время ненастья - к хорошей погоде.

Ведущий 1: Ребята! Узнайте эту птицу! В мороз, словно лимончики, нахохлившись, они притаились на ветках рядом с нашим окном.

Спиною зеленовата, животиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика, кто это?

Синица: Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых и , если бы не люди, то умерли бы от голода. Спасибо и взрослым, и детям, которые для нас птичьи

« столовые»- кормушки развешивают.

Попугай : А в народе говорят, если синицы с утра пищат- ожидай мороз.

Ведущий: В нашем параде участвует одна лесная птица, к которой надо относиться с большим уважением

Кукушка: Я, кукушка, птица лесная. Съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки- капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки и 4 паука, много муравьиных яиц. А меня люди несправедливо ругают.

Ведущий 2: Кукушка! Ты нам дорога!

Уничтожаешь гусениц мохнатых

И охраняешь леса и поля.

Ребята! Кто из вас знает, какая птица является символом мира на нашей планете? Вот и для тебя, голубь, настало время на нашем празднике.

Голубь: Меня, белого голубя, считают символом мира, а придумал и изобразил меня французский художник, испанец по происхождению Пабло Пикассо в 1947 году.

Попугай: Дайте и мне слово рассказать о моем дрру..ге. Если голуби ведут себя спокойно, ворр-куют-это к хорошей погоде. А прячутся на черр…даки, под крыши домов, в сараи и другие укрытия - к дождю.

Ведущий 2: А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь на лесной поляне. Посмотрим внимательно и послушаем птичьи разговоры.

Сценки из птичьей жизни

Сыч и удод.

-Почему ты, Удод, без конца кричишь: « Худотут! Худотут!»

- А потому, Сыч, что тут хорошо!

- А вот и кричал бы тогда: «Хорошо тут! Хорошо тут!»

- Ишь, какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места согнали? Ни за что! Худо- тут! Худо- тут!

 

Ворон и дятел.

- Скажи, ворон, мудрая птица, чего это кулик над болотом кричит?

- Каждый кулик свое болото хвалит!

- А лиса чего с утра до вечера рыщет?

- Голод не тетка!

- А чайки ворон от гнезда почему отгоняют?

- На чужой каравай рот не разевай!

- До чего же ты мудрый, ворон, все-то ты знаешь!

-Век живи- век учись. Вот и я сто лет прожил и научился.

Воробей и скворец.

- Угадай, Скворец, какое оружие самое страшное?

- Знаю, знаю - ружье!

- Не угадал!

- Знаю, знаю - пушка!

- Снова не угадал!

- Знаю, знаю… Не знаю.

- Рогатка! Из пушки- то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки - только успевай отскакивать! Уж я- то знаю, я-то стреляный воробей!

 

Кукушка и синица.

- Ты чего, Кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?

- Каким таким волоском? Целая волосатая гусеница в горло попала.

- Ах ты, бедная! Как не повезло-то тебе!

- Это почему же не повезло? Я их, волосатых- то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая.

 

Ведущий 1: Ребята, наши гости, птицы, убедили всех, что мир птиц увлекателен, а общение с ними расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять.

Ведущий 2: Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва! Я думаю, что и первые мысли человека о воздухоплавании, стремление научиться летать зародилось у людей при взгляде на птиц.

Ведущий 3: Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти всего урожая, обгрызают плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ведущий 3. Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране

Встречай любовно стаи птичьи

Всем сердцем радуясь весне!

Ребята! Берегите птиц! Птицы - наши верные друзья! (звучит песня о птицах)