«Зеленая аптека, или … К тайнам заветных трав».

Презентация   

Урок природоведения в 5 классе.

Цели:

образовательная: изучить многообразие лекарственных растений родного края, их значение в жизни человека, правила сбора и заготовки лекарственного сырья, не причиняя вреда природе.

воспитательная: продолжить формирование экологической культуры личности младших подростков, чувства прекрасного в восприятии детьми окружающей природы, осознания себя как части целого мира.

развивающая: развивать познавательную и творческую деятельность через активную позицию ученика: умение слушать и слышать, самостоятельно мыслить, быть уверенным в себе, коммуникативные навыки,

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Технология критического мышления.

Основа технологии: базовая модель из 3 стадий –

1. Вызов: активизация имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определение целей учебной деятельности.

2. Осмысление: контакт учащихся с новой информацией, систематизация сведений, соотнесение с их собственными знаниями через включение школьников в ролевую игру.

3. Рефлексия: выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

 

Оборудование: гербарии растений, иллюстрации с изображением лекарственных растений, компьютерная  презентация для интерактивного оборудования, видеофрагменты фильма «Тайны заветных трав», бейджики для участников ролевой игры и рисунки с изображением березы, рябины, ландыша, мать – и – мачехи, ромашки для участников сюжетной игры.

Учебник: Пакулова В.М. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.М. Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2009.

 

 

Ход урока.

I. Организационный момент

Тема урока не записана и не объявляется в начале урока.

II. Актуализация знаний о лекарственных растениях, постановка проблемы и задач урока.

Учитель (слайд 2):

Велик растительный мир Земли!

Вопросы к учащимся:

  • Вспомните, а что вы узнали об этом на прошлых уроках?

(- на Земле встречается огромное количество растений)

  • В каких природных условиях живут растения?

( -  в самых разнообразных, даже на Крайнем Севере)

  • Чем отличаются растения друг от друга?

( - размерами, формой, внешним видом, цветковые и нецветковые, дикорастущие и      культурные)

  • Возможна ли жизнь человека на Земле без растений?

( - невозможна, дают пищу и кислород, сырье для промышленности,  украшают

нашу жизнь)

 

Учитель (обобщает ответы учеников, слайд 3):

Как видите, «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней». Так поэт Николай Рыленков напоминает нам о том, что природа учит нас мудрости, красоте.

А еще, как верно вы подметили, вспоминая о растениях, она первый помощник человека в жизни. Чтобы в этом убедиться,  я приглашаю вас сейчас совершить путешествие в места обитания дикорастущих растений в лес, луг, поле. Но среди всего их многообразия выделить и изучить те, которые давно заметил человек и из поколения в поколение передавал знания об их свойствах. Это о них поэт С.Кирсанов написал:

«Я не степью хожу –

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее

травяной картотеке»

Это растения, о которых говорят: «заветные травы», «природная аптека», «Зеленая аптека».

 

Вопросы к учащимся:

  • Догадались, как называются такие растения?
  • Хотелось бы и вам стать «Травознаями» и уметь разбираться

в «травяной картотеке»?

  • Что бы вы хотели узнать о лекарственных растениях?

Учитель: (обобщает ответы детей, используется слайд 4)

 

Постановка задач урока:

Желаю вам успеха в изучении самых распространенных лекарственных растений родного края: деревьев, кустарников и трав; приобрести умения их собирать и заготавливать, не причинив вреда природе.

Итак, «Зеленая аптека» открывается! (слайд 5). Чтобы разгадать все Тайны заветных трав, узнавать, собирать, применять лекарственные растения в нашу «аптеку» я пригласила специалистов разных профессий, они среди вас (запись в рабочую тетрадь темы урока)

А ведь история использования лекарственных растений уходит далеко в прошлое. Давно заметил человек, что многие растения от недугов излечивают.

Так ли это, мы спросим уважаемого историка? (обращается к ученику в роли ученого-историка, получая ответ: «Это, действительно, так!»)

 

III. Изучение нового материала.

Учитель: Тайна первая «Летописная» (слайд 6)

 

Вопрос учащимся: Что же примечательного в истории

использования   лекарственных растений?

  • Сообщение ученого – историка.

(с использованием слайдов 7, 8, 9)

В одной из книг о травах, написанной за 3000 лет до нашей эры, перечислено около 900 названий лекарственных растений с подробным описанием их применения. А вот на Руси их стали применять во времена царя Ивана Грозного. В 1581 году было открыто первое государственное медицинское учреждение – Аптекарская изба в Кремле, у Чудова монастыря. Каждый сезон составлялся список растений, которые надо было заготавливать. Предписывалось собирать зверобой, сушить и тереть в муку, а «оной присылать в Москву по пуду всякий год». Под Ярославлем собирали шишки можжевельника, в Казани – «почечуйную траву», а «кошкину траву» - валерьяну везли из-под Рязани.

Позже по указу царя Петра Первого в 1706 году на окраине Москвы был создан Аптекарский огород.

Учитель: Что же получается, лекарственные растения начинают специально выращивать?

Ученый – историк: Так и есть! А в 1714 году подобный сад был устроен в Петербурге, на острове. Там же и медицинское учреждение разместили. Сейчас здесь находится всемирно известные ботанический сад, музей и оранжереи.

 

Вопрос к учащимся:

  • Какая же тайна «заветных трав» вам открылась?

Учитель: (слайд 10) «Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать»

(Р.Рождественский)

Попробуем разгадать еще одну тайну!

 

Тайна целительной силы.

А поможет нам в этом научный сотрудник ВИЛАР - Всероссийского института лекарственных растений. Расскажите, с какой целью создан ваш институт?

 

  • Сообщение научного сотрудника ВИЛАР.

Я представляю наш институт в г. Москве, который создан специально для изучения и создания новых сортов лекарственных растений.

В лабораториях  наши ученые тщательно изучают состав и их лечебные свойства. Более 300 видов растений, заготовленных экспедициями нашего института, привело  к выделению свыше 800 веществ, из них более 200 новых для создания современных лекарств в лечении сердечно - сосудистой и нервной системы человека. Посмотрите, как много вам знакомых растений в этом списке (перечисляет на слайде 11), а мы еще и новые сорта этих растений создали. И это еще не предел!

Вероятно, нет в мире растения, которое не удовлетворяло какие – либо потребности человека, и мы продолжаем изучать свойства растений «зеленой аптеки».

В вашем учебнике я увидела рисунки лекарственных растений из этого списка, и растут они  в вашей местности.

 

Учитель: (предлагает ученикам рассмотреть и прочитать подписи к рисункам на стр. 164 – 165 учебника) Назовите лекарственные растения родного края.

 

Научный сотрудник: Но некоторые растения содержат вещества ядовитые, мы их используем в малых количествах также для лечения болезней сердца, нервной системы.

 

Учитель: (предлагает ученикам работу с учебником) А мы их  рассмотрим на рисунке учебника стр. 166. Прочитайте подпись к рисунку.

Вопросы к учащимся:

  • О чем она нас предупреждает?
  • А что значит быть осторожным?

Научный сотрудник: Прежде всего, такие растения надо знать, они тоже растут в наших краях. Их нельзя нюхать и брать в рот, пробуя на вкус. Они ядовиты и, как и все лекарства «природной аптеки»,  нужно применять только по назначению врача.

(Выполняют задание №129 на с.81 в рабочей тетради, записывают названия опасных растений, произрастающих в нашей стране.)

Учитель: Да, действительно, травы всемогущественны. Так и хочется сказать:

«Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку»

А ведь в природной аптеке можно найти лекарства от простуды, кашля, болезней сердца, улучшения аппетита, кровоостанавливающие и многие другие.

Научный сотрудник: Я бы дополнила. В этих растениях содержатся такие вещества, создать которые человек еще не может. Да и забываем мы часто, что аптека – то у нас под ногами и даже дома на окне!

Учитель: (слайд 12) Конечно, это и комнатные растения у вас дома: алое, герань, каланхоэ и другие. Оказывается, что путешествие в мир зеленой аптеки можно совершить не выходя из дома.  Да, действительно, природа – кладовая лекарств, кладовая здоровья. И тайна  целительной силы лекарственных растений очень велика!

Вопрос к учащимся:

  • Как вы думаете, что нужно знать каждому человеку о таких растениях, чтобы не нанести вреда ни себе, ни природе?

Учитель: (выслушав предположения учеников)

(Слайд 13) Прежде всего, предлагаю поближе познакомиться с наиболее известными и растущими в нашей местности растениями.

 

Тайна третья «Рассудительная»

Представьте, что случилась такая история. Собрались лекарственные растения, чтобы решить:

  • Какое лекарственное растение из них для людей самое важное?

Послушайте этот спор и попробуйте его разрешить.

 

Ролевая игра.

Участники: Береза, Рябина, Ландыш, Подорожник, Мать – и -  мачеха, Ромашка.

Береза: Я, Береза, собрала вас, чтобы решить, какое лекарственное растение должно возглавить этот список для человека. Не буду скромничать, люди давно меня считают символом России, еще в стародавние времена для врачевания использовали настой из моих почек при незаживающих ранах. А уж как хорошо в горячем пару с березовым-то веником попариться, вмиг простуда отступает!

Рябина: Ты, подружка, конечно, права во всем, что рассказала. Но ведь и я человеку приглянулась. Рябину – то люди всегда старались возле дома посадить как символ счастья и мира в семье. А плоды мои употребляли для укрепления желудка, а сколько витаминов в них, корой болезни печени лечат.

Ландыш: Береза и рябина, не спорю, вы - растения выдающиеся, я даже заслушался. Но ведь и я, ландыш, возглавляю русское разнотравье! Мы, травы, конечно, под шатром деревьев растем, но не меньше вашего полезны человеку. Препараты ландыша майского применяют для лечения болезней сердца, не смотря на то, что я – ядовитое растение.

А мой друг, подорожник, о себе весточку прислал. Он не только мой друг, но и всех знающих людей, послушайте! (видеоролик о подорожнике)

Ландыш: Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок.

А на нем уже расцвел

Желтый, маленький цветок!

Не скромничай, мать -и- мачеха, все тебя знают и уважают!

Мать – и – мачеха: Мои листья с одной стороны мягкие, а с другой – жесткие. При простуде и кашле они не заменимы в виде отвара и настоя. Многим я помогаю!

Ромашка: А меня вы не забыли?

Ландыш: Нет, конечно! Тебя, ромашка, сразу заметишь: золотая серединка и лучи идут кругом.

Ромашка: Я тоже людям очень нужна!

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Я тоже важное растение, не обойдутся люди без меня при простуде, кашле, ангине.

Береза (обращаясь к рябине): Травы думают, что в них вся сила! А ну-ка, рябина, напомни им, что мы - деревья и кустарники самые главные!

Рябина (прикрепляет гербарии и картинки лекарственных деревьев и кустарников):

Липа и дуб – противовоспалительные;

шиповник – витаминный и общеукреплящий;

калина – от повышенного давления.

Ландыш: Да и у нас есть подкрепление!

(прикрепляет на магнитную доску гербарии и картинки лекарственных трав)

Тысячелистник – раны заживляет и кровь останавливает;

Зверобой – успокаивает;

Одуванчик – общеукрепляющие свойства.

Учитель: Так и будут спорить уважаемые растения! Помогите им, ребята!

Вопрос к учащимся: Решили?

  • Какое лекарственное растение из них для людей самое важное?

Учитель: (обобщает ответы учащихся)

Все лекарственные растения одинаково важны.

«Травы лечебные, травы целебные!

Нет на Земле бесполезной травы!»

В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живем в мире лекарств!»

Каждую болезнь своя трава лечит. А вот какая: это знать надо! А главное: знать, какие органы растений используют в медицине? (нацеливает на задание №127 на стр.81 в рабочей тетради)

 

Вот еще одна тайна «Медицинская» (слайд 14)

 

Без знаний врача – фитотерапевта нам, пожалуй, не обойтись.

Вопрос к учащимся:

  • Где же находится «заветная сила» у лечебных трав?

 

  • Сообщение врача – фитотерапевта.

Я еще раз хочу повторить: в природе нет ни одного бесполезного растения. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, применяемых в медицине.

Листья используют у липы, тысячелистника, брусники, мяты, дуба, мать и мачехи, крапивы, березы. У березы еще и почки можно использовать. А вещества из коры дуба так полезны, что их добавляют в состав зубной пасты.

Вся сила в корнях одуванчика, валерианы, цикория.

Цветки и соцветия полезны у ромашки, василька, липы, зверобоя, пижмы, иван – чая (или кипрея). Действительно, как чай наши предки его пили от головной и желудочной боли и приговаривали: «Хороша трава – красная голова: и медку подарит, и чайку заварит».

Плоды богаты витаминами у клюквы и брусники, шиповника, рябины, малины, а настой желудей дуба незаменим для полоскания горла при ангине и болезней десен.

Поэтому можно сказать и так:

«Стебли, листья, цветки и корни

Даром дарит нам природа!»

(Ученики выполняют задание №127 на стр.81)

 

Учитель: (звучит музыка «Звуки в лесу»)  Физкультпауза.

А теперь мы отдохнем,

Встанем, в лес, на луг пойдем.

Ведь загадок в них не счесть,

А отгадки можно съесть!

(ходьба с подниманием рук вверх и вниз, круговые движения головы)

Учитель: У меня в волшебном лукошке лежат загадки о растениях, с которыми мы сегодня ближе познакомились. Отгадав их, вы назовете и ключевое слово в кроссворде.

 

 

1- Стебельки ершистые,

Ягодки душистые.

Малиновые, сладкие

От простуды нам даны (Малина)

 

 

2 – И красива, и кисла

На болоте выросла  (Клюква)

 

3 – Стоит кудряшка –

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое?       (Ромашка)

 

4 – Под ярусом, под ярусом

Висят кисти с красным гарусом  (Рябина)

 

5 – Обожжет без огня

И тебя, и меня.

И живет у плетня.    (Крапива)

 

 

6 – Поранил ты в походе ногу,

Усталость не дает идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути!  (Подорожник)

 

 

7 – Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной.    (Ландыш)

8. Как все эти растения называются? (Лекарственные)

Учитель: (слайд 15) Конечно, о всех лекарственных растениях невозможно рассказать за короткое время урока. Но есть много книг о лекарственных растениях, которые раньше называли «травниками», «цветниками», «зельниками». Из книг вы сами сможете узнать немало интересного и рассказать на следующем уроке о растениях, заинтересовавших вас.

Многие столетия вырабатывались основные правила заготовки лекарственных растений. И правил этих нужно придерживаться (слайд16).

Тайну сборщика лекарственных растений вам поможет открыть фармацевт, специалист, работающий в городской аптеке.

 

Тайна сборщика лекарственных растений.

  • Сообщение фармацевта.

Хочу поделиться советами об общих правилах сбора лекарственных растений. А вы мне в этом поможете. Надземные части растений накапливают большое количество веществ чаще всего в период цветения – в это время их надо собирать.

Корни и корневища – поздно осенью, после увядания надземной части. Как вы думаете, почему? (Органические вещества оттекают к осени в подземные части и откладываются там в запас)

Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост (в марте – апреле), а у березы и сосны – еще раньше.

Надземные части растений надо собирать в хорошую погоду, а почему не в дождь? (влажные  и грязные – они портятся при сушке). Подземные части перед сушкой надо мыть.

Нельзя собирать растения вблизи автомобильных дорог.

Правильно собрать – это еще не все. Надо правильно высушить. Сушат на открытом воздухе или в проветриваемом помещении, подходят лучше всего чердаки. Но не на открытом для солнца месте.

А можно ли хранить высушенное сырье в полиэтиленовых пакетах?

(Нет, для этого подходят бумажные или матерчатые мешки, коробки, место хранения должно быть сухим и темным)

И было бы очень хорошо, если  за лето вы заготовили вместе с родителями листья шиповника, смородины, малины, цветки липы, чтобы будущей зимой заваривать и пить целебный «лесной и садовый чай».

Успехов вам в этом, ребята, и здоровья!

А теперь я приглашаю всех на экскурсию вместе с моими знакомыми на фармацевтическую фабрику (просмотр видеофрагмента из фильма «Тайны заветных трав» киновидеостудии «Кварт», Центрнаучфильм)

 

Учитель: И в наших аптеках, среди многих современных препаратов, травы, настойки из трав, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

 

Ученикам предлагается выполнить задание:

 

Тест – памятка «Тайна сборщика лекарственных растений».

Выбери один правильный ответ из предложенных:

1. Где собирать лекарственные растения?

а) собирай растения около автомобильных дорог;

б) собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.

 

2. Когда собирать лекарственные растения?

а) собирай растения в дождливую погоду;

б) собирай в любую погоду;

в) собирай в сухую погоду.

 

3. Как собирать лекарственные растения?

а) собирай лекарственные растения все до единого;

б) собирай не все растения: оставляй для созревания семян.

 

4. Как правильно сушить лекарственные растения?

а) суши в сырой комнате;

б) суши под прямыми солнечными лучами;

 

Учитель: Лекарственные растения приходят на помощь человеку. Но нельзя забывать, что эти самые растения могут исчезнуть с лица Земли.

  • Есть такой принцип «Не навреди!» Как это связано со сбором лекарственных растений? (слайд16)

 

Своими знаниями с вами поделится ученый – эколог.

  • Сообщение эколога.

Я хочу вам, ребята, дать несколько практических советов. При сборе цветов, заготовке листьев и стеблей необходимо оставлять нетронутыми несколько цветущих растений для их размножения. При заготовке листьев следует срывать только нижние, чтобы не нарушить цветение и плодоношение. Заготавливать почки можно только в густых насаждениях или во время рубки деревьев.

Если собираете плоды, то нельзя вырывать растения с корнем или ломать ветви. Периодичность сбора на одном и том же месте для однолетников – 1 раз в 2 года, для многолетников – через 7-10 лет.

Не забывайте правила друзей природы!

А чтобы природе другом стать, надо очень много знать!

 

Учитель: Да, много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья. Это тоже стало одной из причин того, что на нашей планете \в опасности уже 25 тысяч видов растений. Но это тема уже следующего урока.

(Слайд 17) Вы хотели стать «Травознаями».  И я думаю, что у вас это уже получилось. Еще в Древней Греции мудрые люди говорили: «Кого не излечивают лекарства, излечивает Природа».

А как часто мы слышим: «Если ты болен – обратись к врачу».

Но можно и иначе: «Если ты болен – обратись к Природе». И вы теперь, открыв для себя «Тайны заветных трав»,  знаете почему. Природа и человек едины!

 

IV. Рефлексия (слайд 18)

«Ведь не может же быть никем прочитана

вся книга Природы  от начала и до конца.

Вот цель бытия:

читать ее как  можно  больше, прочитать

ее как можно дальше»

(К.Э.Циолковский)

Подводя итоги работы, предлагается ученикам высказаться, закончив предложения:

  • Сегодня на уроке я могу похвалить себя за …

похвалить моих одноклассников за…

учителя за …

  • Что лучше всего понял на уроке и почему?

 

V. Домашнее задание (слайд 19)

Изучить п. 39, ответить на вопросы стр.167; подготовить сообщение, сделать рисунок о лекарственном растении, заинтересовавшем вас.

 

Литература.

Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс/Ред. - сост. В. И. Сонин.-М.: АРКТИ, 2002.

 

Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 1994.

 

Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, АО «Учеб лит.», 1996.

 

Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно – методическое пособие. – М.: 1997.